narika aka Tai_fox_silver
Смерти нет
Государственный строй и сословия

С самого начала следует сказать, что Чосон – государство конфуцианское, в котором все, насколько это возможно, подчинено именно конфуцианским нормам и канонам. (О конфуцианстве у нас будет отдельный разговор)

Порядок, образовавшийся при приходе к власти династии Ли, был следующим:
- Во главе государства стоял король (или «ван», титул означающий правителя вассального Срединной империи государства).
- При короле состоял Верховный государственный совет (Ыйчжонбу) с главой совета, левым, правым и прочими министрами, состоящий из высшей знати.
- Королю или Совету подчинялись шесть Палат (Чинов, Наказаний, Войск, Населения, Ритуалов и Общественных работ) и множество Ведомств, в которых служили государственные чиновники.
- Во главе каждой из восьми провинций стоял губернатор (наместник), те в свою очередь делились на уезды, глав которых тоже назначали из столицы, так же как и начальников гарнизонов.
- Остальные чиновники (кроме сопровождающих наместника) были из местных.
- Остальные жители страны занимались каждый своим делом, не состояли на государственной службе, жили как могли и платили налоги.

Теоретически, согласно конфуцианским нормам, на основе которых и строилась вся эта система, стать государственным чиновником должен был быть в состоянии любой человек, сдавший государственный экзамен. Практически же это было доступно далеко не всем.

Сословия

Янбан – дворянство, благородное сословие, свободное от уплаты налогов и которому положены некие земельные владения. Все властьимущие принадлежат именно к янбан. У янбан есть лишь два возможных занятия в жизни – государственная служба (гражданская и военная) и земледелие. Заниматься торговлей или ремеслом им было запрещено. Если три поколения семьи не могут попасть на государственную службу, то они теряют свой статус, переходя в разряд мелкого местного чиновничества. Семья янбан может быть очень бедной и влачить полунищенское существование, но это ничуть не скажется на их гордости и привилегиях.
Отличительной особенностью янбан является шляпа из конского волоса, которую мужчины обязаны носить, выходя из дома. Оказаться в общественном месте без шляпы – крайне неприлично. Простолюдин при виде янбан обязан поклониться, а уж сидеть или курить в их присутствии и подавно нельзя. Янбан имеют ряд привилегий в суде (в частности они могут не стоять на коленях) и при назначении наказаний. Имеют право сдавать государственный и военный экзамен.

Янин
– среднее сословие к которому можно отнести детей янбан от наложниц (те наследовали статус матери, но постоянно боролись с таким положением дел), потомственных мелких чиновников, свободных крестьян, ремесленников и торговцев. (последние два занятия по меркам конфуцианства гораздо менее почетны). Имеют право сдавать экзамены на более мелкие должности и военный экзамен. Иногда могут прорваться и на государственный.

Чхонмин
– «подлый люд», люди презираемых профессий или же стоящие «вне сословий» (мясники, монахи, служители культа, куртизанки-кисэн, шаманки), а так же рабы-ноби. Ноби, лично зависимых, частных и государственных было очень много. В частности к каждому государственному учреждению было прикреплено несколько подобных слуг. Чхонмин не имеют права сдавать экзамены.

Более подробно про сословия можно посмотреть тут: koreanspace.ru/index.php?showtopic=9200
Но о кисэн и шаманках, так же как и о государственных экзаменах, я еще расскажу.

@темы: матчасть, мироустройства